Рецензия на фильм
Около пяти лет прошло с тех пор, как идея «Пилы» пришла в головы двух студентов-выпускников одной из австралийских киношкол. Кто из них мог подумать, что им удастся реализовать свою идею в Голливуде? Идея была не просто реализована – фильм поставили в один ряд с такими тинами жанра, как «Молчание ягнят» и «Семь». А теперь «Пила» превращается в многосерийник, какими в свое время стали «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13» и др.

В начале 2004 года вышла только первая часть. Четвертый год с того момента подходит к концу, и вот уже на экранах четвертая серия. Оперативно работают – не отнять. Учитывая изначально заданную высокую планку, казалось бы, каждый новый фильм должен становится все хуже и хуже, или еще что-нибудь в этом роде. Ан нет – каждый новый фильм все другой и другой.

Чем была первая часть? Продуманный до мелочей (но с ляпами) психологический триллер, детектив, нединамичный, но чрезвычайно захватывающий. Во второй части ушли в сторону ужасов – ловушки по-прежнему связаны со своими жертвами, поступки героев не менее обоснованы, за исключением, может быть, пары-тройки косяков, фильм не стал более жестоким, нет, ловушки и в первой части были непростыми (для жертвы) – но он стал более откровенным в этом плане. Но опять же – не намного. В третьей части решили не скромничать - наверно, именная эта часть может оказать самое неблагоприятное действие на желудок. Еще более жесткая, еще более сложная, но уже –противоречивая. Ловушки уже не связаны со своими жертвами – так сказать, кому как повезет. Да и общую концепцию сменили.

После третьего фильма, уж думалось, дальше некуда. Оказывается, дальше есть еще ого-го. «Пила IV» стала еще более жестокой. Вот уж точно зрелище не для слабонервных. И в этом фильм прибавил не за счет откровенности и натуралистичности некоторых эпизодов. Однако создает впечатление самой жесткой части из всей серии.

С приходом Даррена Линна Баусмана в проект, «Пила» предстала в новом цвете, в прямом смысле этого слова. Зелено-желтые тона никуда не делись и из третьего фильма, никуда не делись они и отсюда. С одной стороны и глаз радуют, с другой – делают свое дело и прибавляют атмосфере. Этот цвет стал уже своего рода визитной карточкой, если не «Пилы», то – самого Баусмана.

Ловушки. Какая же «Пила» - без ловушек. Ловушек здесь много и на этот раз они снова привязаны своим владельцам. Ловушки снова изощрены и остроумны. Они также жестоки и беспощадны. «Игра» по-прежнему радует глаз.

Но самым большим достоинством, пожалуй, является сам сценарий. Уж не знаю, как сценаристы додумались до такого, но результат оказался очень и очень впечатляющим. Это, наверно, самая сложная сюжетная линия за все четыре части существования «Пилы». Сложна она во многом за счет большого количества действующих лиц, в тоже время умело увязанных между собой.

После трех частей ждать чего-то неожиданного, сверхъестественного и умопомрачительного, в плане развязки, наверно, не стоило. Сюжет, по-прежнему закручен и закручен, как уже было отмечено, не хуже, чем в предыдущих частях и по-прежнему, нет оснований и возможности преждевременно узнать, как что и почему устроено. Можно только предполагать, но знать наверняка – нельзя. Просто не позволит сценарий.

Да, собственно, и времени особого для размышлений нет. Баусман остается верным своей формуле – в самом начале показать, что шутить не намерен, а потом нагнетать атмосферу уже только за счет угрозы, что опять покажет нечто, что было вначале. Фильм также способен нагнетать напряжение, даже не во время «игры» - он способен нагнетать напряжение просто каждой секундой. Баусман научил бояться (остерегаться) каждого шага, который может стать ошибочным, каждой двери, которая может стать последней, даже каждого движения камеры, которая может показать что-то не очень приятное для героя и что-то не очень приятное для зрителя. И все это по-прежнему работает, все также впечатляет.

Конечно, можно посмотреть на все это дело и подумать, что высосали из пальца, но – можно так и не подумать. В любом случае, если и высосали, то очень умело. Сюжет очень хорош и снято все также качественно. Другое дело – уже может не вызывать феерические чувства и сводить с ума сумасшедшей концовкой – но на то оно и другое дело. Атмосфера та же, музыкальное сопровождение то же (главная тема). И все-таки, перед тем, как смотреть фильм, лучше ответить для себя на один вопрос: а чем для тебя была «Пила», просто триллером с неожиданной концовкой или сам убийца (хотя сам себя таковым не считает) с его почерком?

Теперь уже, когда миновали четыре части не-совсем-эпической, но драматичной саги о кошмарном антигерое, когда до следующей части еще, по крайней мере, два года, можно оглянуться назад, вспомнить все кошмарные крики, железный скрежет смертельных установок, и согласиться со словами Джона Крамера: «О да, крови было много».

© Александр Воронов
Поиск
Rambler's Top100


Hosted by uCoz